Совет по правам человека ООН принял итоговые отчеты в рамках 44-го универсального периодического обзора (УПО). На сессии Совета были рассмотрены и приняты отчеты по Туркменистану, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Колумбии, Узбекистану, Тувалу, Германии, Джибути, Канаде, Бангладеш, Российской Федерации, Азербайджану, Камеруну и Кубе. Всем им в общей сложности было сделано 3814 рекомендаций, из которых 2797 (73%) получили поддержку с их стороны.
Универсальный периодический обзор — это механизм ООН, в рамках которого государства предоставляют информацию о своем прогрессе в сфере прав человека. Кроме того, государства могут поделиться своим передовым опытом. Так, Национальная комиссия по правам человека Бангладеш учредила тематические комитеты, Узбекистан обязался представить промежуточный отчет, а Колумбия взяла на себя обязательство создать механизм для мониторинга выполнения полученных рекомендаций.
Россия одобрила 167 рекомендаций из 360. Еще 35 были одобрены частично. В принципе, это довольно низкий показатель в сравнении с другими странами, например, Германия одобрила 283 из 346 рекомендаций, а Азербайджан одобрил полностью или частично 273 рекомендации из 319. Российская делегация обратила внимание, что многие отвергнутые ею рекомендации противоречат действующему российскому законодательству, правоприменительной практике и главным направлениям государственной политики. Делегация также подчеркнула, что ведется активная работа по укреплению социальной защиты безработных, в особенности предпенсионного возраста, увеличению размера пенсий, сокращению уровня нищеты, усилению законодательных гарантий для многодетных семей и развитию трудового законодательства.
Россия с готовностью принимает рекомендации о ратификации международных договоров по правам человека, например, Дополнительного протокола к Конвенции против пыток или Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Однако это совершенно не означает, что эта важные международные документы когда-нибудь будут приняты. Всего в области международных обязательств в сфере прав человека наша страна приняла 7 рекомендаций.
Из блока рекомендаций, посвященных законодательным и институциональным гарантиям обеспечения прав человека, Россия приняла 27 рекомендаций. Среди них, в частности, рекомендация Анголы, которая призывает нашу страну продолжить гармонизацию национального законодательства с соответствующими международными стандартами в области прав человека, и рекомендация Пакистана – продолжить повышать осведомленность населения по вопросам поощрения и защиты прав человека.
Это типичная ситуация. Демократические страны, как правило, выдвигают рекомендации, которые наша страна при текущем режиме принять не сможет. Например, Литовская республика рекомендовала правительству России принять меры по исполнению решений международных судов в отношении России. Недемократические страны, например, Эритрея рекомендуют нашей стране продолжать участвовать в международном обмене передовым опытом в области поощрения и защиты прав человека. Российское правительство с удовлетворением принимает эту рекомендацию.
Хотя из сказанного выше понятно, что УПО довольно политизированный механизм, тем не менее в деле защиты прав человека он играет свою важную роль, так как позволяет отслеживать прогресс по принятым рекомендациям, требовать предоставить информацию и предавать ее гласности. Широкое участие гражданского общества в УПО пресекает попытки правительств создать видимость защищенности прав человека и показывает реальное лицо режима.