Сегодня 16 сентября Конвенция о защите прав человека и основных свобод прекращает свое действие для России. Жители России теряют право подавать жалобы в Европейский суд по правам человека на нарушения Конвенции, произошедшие после 16 сентября 2022.
Несмотря на длительность рассмотрения жалоб, ЕСПЧ был важным и эффективным средством защиты прав человека. Вот несколько примеров, когда практика ЕСПЧ привела к конкретным изменениям в праве и практике российских судов.
Доступ к правосудию
Ряд постановлений Европейского суда по правам человека касался нарушения прав людей с инвалидностью во время судебного разбирательства с их участием: в постановлении по делу Романов против России, ЕСПЧ установил нарушение Конвенции из-за лишения заявителя с психическим расстройством права участвовать в суде во время рассмотрения уголовного дела против него. В 2010 году в УПК РФ была закреплена гарантия участия обвиняемых с психическими расстройствами во время рассмотрения уголовного дела. Постановление по делу Штукатурова было одним из решений ЕСПЧ повлекших укрепление процессуальных гарантий людей в делах о признании недееспособными и о принудительной госпитализации.
Отмена возможности бесконечного пересмотра судебных решений
В 2003 и 2008 годах благодаря постановлениям ЕСПЧ была проведена реформа надзорной инстанции в арбитражных и гражданских делах. В постановлениях по делу Рябых против России и по делу Аршинчикова против России ЕСПЧ дал оценку процессу обжалования в порядке надзора и указал, что неограниченная сроком возможность отмены судебного решения надзорной инстанцией, нарушает принцип правовой определенности. Российские законодатели прислушались к критике ЕСПЧ и изменили процессуальные кодексы, установив срок на подачу надзорной жалобы.
Замена железных клеток на аквариумы в залах суда
В постановлении Свинаренко и Сляднев против России ЕСПЧ осудил практику использования железных клеток для содержания подсудимых в зале суда как унижающую человеческое достоинство. С этих пор все больше зданий российских судов оснащаются стеклянными “аквариумами” вместо железных клеток.
Компенсация за ненадлежащие условия содержания
В 2020 году начал применяться специальный административный иск о компенсации за ненадлежащие условия содержания, который введен в российское законодательство благодаря постановлениям ЕСПЧ по делам Калашников против России и Ананьев и другие против России. До введения этого иска российские суды не считали, что страдания от антисанитарных условий, холода, нехватки освещения и т.п. должны компенсироваться в денежной форме.
Это лишь несколько примеров практики ЕСПЧ, которые привели к большей защите прав жителей России. Конечно, постановления ЕСПЧ исполнялись не идеально. Например, российские судьи до сих пор не считают содержание подсудимых в железных клетках нарушением их прав, и не взыскивают компенсацию вреда, да и размер назначаемой судами компенсации вреда за ненадлежащие условия не идет ни в какое сравнение с размером компенсации, назначаемой ЕСПЧ. Остается надеяться на развитие практики российских судов.