По данным Левада-центра 39% россиян следили за дракой жителей села Чемодановка в Пензенской области с рома (https://cutt.ly/gwmc3y8). Были среди этих людей и петербуржцы, которым 8 сентября предстоит проголосовать за губернатора Санкт-Петербурга. Для Петербурга межэтническая рознь не пустой звук. Преступления на почве расовой ненависти в Петербурге не редкость. В 2018 году был вынесен приговор банде Колесникова, которая обвинялась в убийствах, нападениях, грабежах и поджоге, совершенных на почве расовой ненависти. Сейчас начинается судебный процесс над бандой ультраправых, совершивших вооруженное нападение на клуб “Цоколь”, где выступала панк-группа Truckdrivers. Когда-то Петербург был признан толерантным городом, Администрация проводила программу “Толерантность”. Но все это давно забыто, а борьба с ксенофобией, преступлениями на почве ненависти и реалистичная миграционная политика не являются приоритетами для региональных властей.
Следует ли ожидать изменений от нового губернатора? Мы изучили программы кандидатов, чтобы ответить на этот вопрос. Короткий ответ – нет.
Михаил Амосов, “Гражданская платформа”
Программа: https://cutt.ly/jwmbLay
Сайт: https://cutt.ly/cwmbLVw
Амосов не касается в своей программе ни вопросов миграции, ни борьбы с ксенофобией, и никак не комментирует этот вопрос. Складывается такое ощущение, что существование миграционной политики в городе станет для него неприятным сюрпризом, так как на дебатах 16 августа, отвечая на вопрос о мигрантах, Амосов заявил , что этот вопрос остро не стоит, а труд приезжих удешевляет жизнь петербуржцев (https://cutt.ly/DwmvHdS).
Александр Беглов, самовыдвиженец
Программа: http://beglov2019.spb.ru/
Вопросы предотвращения преступлений на почве ненависти, повышения толерантности в обществе и миграционной политики не упоминаются и в программе Беглова. Однако о мигрантах ВРИО губернатора все-таки говорил.
25 июня на заседании правительства Беглов призвал уделить особое внимание миграционному вопросу. При этом для Беглова вопрос миграционной политики – это в первую очередь вопрос безопасности наших граждан, что свидетельствует о его предвзятом отношении к иностранным гражданам, раз в первую очередь он видит в них опасность для горожан. Эта позиция прослеживается и в деятельности Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. В июне этого года по предложению Беглова Комитет возглавил Олег Капитанов. Как заявил Беглов в интервью каналу “78”: “«Я тогда предложил ему перейти от разговоров к реальным делам. Сказал ему: «Вы — человек смелый, молодой, разбираетесь в проблематике. Нам такие нужны. Приходите работать в Смольный, возглавьте комитет, покажите на деле, как нужно решать эти вопросы»”(https://cutt.ly/SwmvJZR). Посмотрев на биографию Капитанова, можно с уверенностью сказать, что он разбирается в радиотехнике, однако опыта в вопросах миграции у него нет. Тасс утверждает, что он занимался этими вопросами по партийной линии, однако в ЛДПР Капитанов состоит только с 2014 года (https://cutt.ly/xwmvL1U). Так, соглашаясь занять место главы Комитета, Капитанов заявил: “«С огромным удовольствием. ЛДПР выступает за Россию для русских. Русские — это многонациональный народ, и надо об этом помнить» (https://cutt.ly/jwmvXpf). Когда человек с такой позицией занимает руководящую должность в профильном комитете, вопросов к чиновнику, его выдвинувшему, не остается.
Надежда Тихонова, “Справедливая Россия”
Программа: http://www.nadezhdatikhonova.ru/#program
В программе Надежды Тихоновой миграционной политике отведен отдельный блок. В нем Тихонова признает важность мигрантов для развития Санкт-Петербурга. Тихонова отмечает, что права мигрантов не всегда реализуются и защищаются во многом из-за того, что сами мигранты не обращаются в государственные органы за защитой нарушенных прав. Тихонова самостоятельно не анализирует причины игнорирования мигрантами правоохранительных органов, а лишь цитирует доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Основными проблемами в программе Тихоновой являются: недостаточное регулирование работы Центра временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), получение мигрантами медицинской помощи и нарушение трудовых прав, плохие условия труда.
К сожалению, предлагаемые Тихоновой решения не способны повлиять на названные ею проблемы. Некоторые решения сформулированы слишком широко, например, не раскрывается, какие меры включает “социальная поддержка мигрантов”. Другие проблемы остались вовсе без решений, например, вопросы, связанные с работой ЦВСИГ. Ряд решений не соотносится со сформулированными проблемами, например, “оценка эпидемиологической опасности среды проживания мигрантов”. Это решение скорее всего связано с проблемой плохих условий труда, но следующая фраза: “если вопрос с работодателями можно решить, то процесс заражения в местах проживания не поддается контролю” – вызывает недоумение.
Все это, а также упоминание почившей в 2015 году Федеральной миграционной службы (сейчас миграционными вопросами занимается МВД РФ) говорит о том, что Тихонова плохо знакома с миграционными вопросами. Ее решения, состоящие в “проработке вопроса…”, напоминают “работу” трутней из рассказа Льва Толстого. Эти трутни, пока работали пчелы, занимались тем, что обдумывали «прежде все те мероприятия, при которых нам возможно будет выработать те начала, на которых мы можем составить проект программы наших действий». И, конечно, ели мед.
Таким образом, кандидаты не понимают проблем мигрантов, не упоминают о необходимости борьбы с преступлениями на почве ненависти, повышения уровня толерантности в обществе, и не предлагают действенный мер по решению этих проблем. По результатам опроса «Левада-центра» 31% россиян считает, что в стране сейчас возможны массовые межнациональные столкновения (https://cutt.ly/gwmc3y8). Очевидно, есть петербуржцы, которые разделяют эти опасения, они ждут действий от главы Санкт-Петербурга по противодействию нетолерантности, расизму и ксенофобии. Но таких кандидатов 8 сентября мы не увидим.