Центральный районный суд Омска отказался признать незаконным отказ в реабилитации Исаака Петровича Ремпеля.
25 октября заседание проводилось по видеоконференц-связи: Александр Ремпель и его представители Ольга Старцева и Елена Кондрахина участвовали в заседании из здания Смольнинского районного суда в Санкт-Петербурге.
Из учетной карточки мобилизованного известно, что Исаак Петрович родился в 1903 году, в 1942 году он был мобилизован военным комиссариатом, в 1946 был переведен на спецпоселение.
Спецпоселенцы – это особая категория репрессированного населения СССР, так называют лиц, которые были выселены из места проживания, преимущественно в отдаленные районы страны без судебной процедуры.
Административный ответчик, Информационный Центр УМВД России по Омской области, отказал в выдаче справки о реабилитации Исаака Петровича Ремпеля, основываясь на том, что в архиве ИЦ УМВД России по Омской области нет личного дела (архивной карточки) в отношении И.П. Ремпеля, кроме того, ответчик не усмотрел политического мотива в мобилизации И.П. Ремпеля и не согласен с тем, что его мобилизация является именно репрессией и совершена по политическому мотиву, в основе которого лежит национальность Исаака Петровича – немец.
На заседании представитель административного истца Ольга Старцева поддержала исковое заявление:
– Мы не согласны с позицией ответчика, что из-за отсутствия некоторых архивных данных факт применения политических репрессий не установлен. В имеющихся документах написано, что Исаак Ремпель был мобилизован в трудовой лагерь НКВД – само помещение в лагерь НКВД является политической репрессией. В учетной карточке мобилизованного установлено, что Исаак Ремпель был передан на спецпоселение 20 мая 1946 года. Отсутствие карточки спецпоселенца не является доказательством того, что он не был передан на спецпоселение.
Представитель МВД Ольга Васильевна Маркина возражала:
– УМВД по Омской области был направлен запрос в ГУФСИН о проверке применения политической репрессии в виде нахождения на спецпоселении, привлечении к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в рабочих колоннах НКВД, в отношении Исаака Ремпеля, мобилизованного в промышленность в период Великой Отечественной войны. Согласно учетной карточке имеются сведения о дате передачи на спецпоселение. Но карточка не содержит сведений об основаниях мобилизации, нет ссылки на нормативно-правовые акты, нет сведений, куда он передан на спецпоселение. Архив МВД имеет архивный фонд дел спецпоселенцев, в котором дела Исаака Петровича нет. На территории Омской области Ремпель на спецпоселении не находился. Проводилась проверка по Свердловской области, также сведений не имеется.
Сторона административного истца возражает:
– В ответе на обращение правнука Исаака Ремпеля – Александра – МВД Омской области говорит, что жители Омской области, к которым относится и Ремпель, на учет спецпоселения не ставились, на них не заводились карточки. Это объясняет, почему карточки спецпоселенца может и не быть. Мы считаем, что в имеющихся архивных документах есть указание, что он был передан на спецпоселение.
Также мы бы хотели ответить на контраргумент об отсутствии причины направления Исаака Ремпеля на принудительный труд. Ответчик считает, что этого достаточно, чтобы отказать в признании факта политического мотива репрессии.
Однако карточка мобилизованного очень краткая, здесь нет графы “мотив направления на принудительный труд”. Все лица немецкой национальности были направлены на принудительный труд из-за того, что считались врагами народа. Мы приложили к иску консультацию историка Виктора Михайловича Кириллова, который в заключении говорит, что немецкий народ подвергался репрессиям во время Великой Отечественной войны. Это доказывает, что мобилизация Ремпеля была политической репрессией.
Представитель административного ответчика не согласилась с высказанной позицией:
– Хотелось бы отметить, что утверждение истца о том, что мобилизация Ремпеля являлась административной мерой, в рамках которой его привлекли к принудительному труду в условиях ограничения свободы в Базстрой НКВД, а именно, в рабочих колоннах НКВД, не нашло своего подтверждения в архивных документах. На лиц в рабочих колоннах заводились личные карточки на мобилизованных в рабочую колонну. Архивная карточка Ремпеля не содержит необходимых сведений и не является карточкой мобилизованного.
Суд встал на сторону ответчика и отказался признать незаконным отказ в реабилитации Исаака Петровича Ремпеля.
“Гражданский контроль” готовит апелляционную жалобу на вынесенное решение.