Условия содержания в российских местах лишения свободы часто не соответствуют ни европейским, ни российским стандартам. 27 января 2020 года начали применяться положения КАС РФ, закрепляющие возможность подачи административного искового заявления о компенсации за ненадлежащие условия содержания. При этом от административного истца не требуется доказать вину ответчика – администрации места лишения свободы (МЛС) – в причинении морального вреда из-за ненадлежащих условий; самого факта содержания в плохих условиях достаточно для присуждения компенсации.
Мы проводим мониторинг судебной практики применения компенсаторного средства, чтобы оценить его эффективность. В 2021 году мы уже провели мониторинг вступивших в силу судебных решений; результаты мониторинга заставили нас усомниться в эффективности средства, в первую очередь, из-за незначительных сумм компенсаций, назначаемых судами, не идущих ни в какое сравнение со средним размером компенсации, на который ориентировались законодатели при разработке законопроекта и который может быть сопоставим с размером компенсации, назначаемым ЕСПЧ. В 2022 году мы провели новый мониторинг, проанализировав решения кассационных судов общей юрисдикции и Верховного Суда РФ. Мы решили посмотреть, может ли практика вышестоящих судов исправить практику нижестоящих и обеспечить эффективность компенсаторного средства.
Мониторинг решений кассационных судов показал, что в вопросе обеспечения эффективности компенсаторного средства серьезного влияния на практику нижестоящих они не оказывают. Главной причиной является убеждение кассационных судов, что вопрос определения размера компенсации не входит в их компетенцию – только суд первой и второй инстанции, по мнению кассационных судов, может определить конкретный размер компенсации. Всё, что делают кассационные суды, это указывают, что нижестоящие суды не установили и не приняли во внимание при определении размера компенсации все важные обстоятельства по делу, и возвращают дело на новое рассмотрение. При этом вышестоящие суды не признают такие решения необоснованными, а компенсацию – непропорциональной или излишне низкой. На наш взгляд, такой подход вышестоящих судов в лучшем случае приведёт к незначительному увеличению суммы компенсации, а в худшем она останется неизменной. Таким образом, мониторинг судебной практики выявляет существенные основания для сомнения в эффективности компенсации за ненадлежащие условия содержания.